Алюминиевые сплавы

Благодаря малому удельному весу и высокой прочности эти сплавы все шире применяются ,в качестве заменителей стали в гражданском строительстве, при постройке пешеходных, автодорожных и железнодорожных мостов, в различных трубопроводах и резервуарах, краностроении, вагоностроении, судостроении и т. д. Вопросы прочности и проектирования конструкций из различных алюминиевых сплавов изучаются многими научно-исследовательскими и проектными организациями (ЦНИИСК, Проектстальконструкция, Институт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР и др.). Использование алюминиевых сплавов в строительных конструкциях и машиностроении целесообразно только в том случае, если они будут обладать определенными преимуществами перед сталями. С. В. Тарановский, А. X. Хохарин, А. Я. Бродский и др. указывают, что основными сравнительными преимуществами алюминиевых сплавов являются: 1) значительная удельная прочность, т. е. отношение расчетного сопротивления к объемному весу; 2) сохранение высоких механических свойств, в частности ударной вязкости, при отрицательных температурах; 3) высокая стойкость против коррозии.
К недостаткам алюминиевых сплавов можно отнести относительно низкий модуль упругости (в три раза меньше, чем у стали) и более высокий коэффициент температурного расширения. Последнее имеет большое значение в связи с увеличенными деформациями при сварке.
Алюминиевые сплавы обладают сравнительно большой чувствительностью к надрезу, что необходимо учитывать при проектировании конструкций, работающих при переменных нагрузках. Равнопрочные с основным металлом сварные соединения получаются при обработанных швах или швах с плавным переходом к основному металлу. Стоимость алюминия пока еще сравнительно высока, что в большой мере зависит от расхода этого материала.
Благодаря малому удельному весу и высокой прочности эти сплавы все шире применяются ,в качестве заменителей стали в гражданском строительстве, при постройке пешеходных, автодорожных и железнодорожных мостов, в различных трубопроводах и резервуарах, краностроении, вагоностроении, судостроении и т. д. Вопросы прочности и проектирования конструкций из различных алюминиевых сплавов изучаются многими научно-исследовательскими и проектными организациями (ЦНИИСК, Проектстальконструкция, Институт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР и др.). Использование алюминиевых сплавов в строительных конструкциях и машиностроении целесообразно только в том случае, если они будут обладать определенными преимуществами перед сталями. С. В. Тарановский, А. X. Хохарин, А. Я. Бродский и др. указывают, что основными сравнительными преимуществами алюминиевых сплавов являются: 1) значительная удельная прочность, т. е. отношение расчетного сопротивления к объемному весу; 2) сохранение высоких механических свойств, в частности ударной вязкости, при отрицательных температурах; 3) высокая стойкость против коррозии.
К недостаткам алюминиевых сплавов можно отнести относительно низкий модуль упругости (в три раза меньше, чем у стали) и более высокий коэффициент температурного расширения. Последнее имеет большое значение в связи с увеличенными деформациями при сварке.
Алюминиевые сплавы обладают сравнительно большой чувствительностью к надрезу, что необходимо учитывать при проектировании конструкций, работающих при переменных нагрузках. Равнопрочные с основным металлом сварные соединения получаются при обработанных швах или швах с плавным переходом к основному металлу. Стоимость алюминия пока еще сравнительно высока, что в большой мере зависит от расхода этого материала.