Коммунально-хозяйственные учреждения и службы

Размещение учебно-востпитательных зданий в жилом образовании всегда представляет определенные трудности, поскольку они должны находиться вблизи жилья и одновременно не мешать спокойному отдыху и другим бытовым процессам в доме и вне его. Поэтому детские ясли-сады не рекомендуется располагать в центре дворов, внутри групп жилых домов, где необходимы изолированные, уютные пространства для отдыха, игр и хозяйственных нужд населения, а лучше выдвигать их к границам жилой группы, размещая напротив глухих торцов, на путях движения жильцов от дома к остановкам городского транспорта.

В непосредственной близости от жилья размещают также коммунально-хозяйственные учреждения и службы. В композиции жилого образования они занимают подчиненную роль. Имеется много примеров, когда удачно найденная в целом объемно-пространственная композиция жилого образования нарушается случайно размещенными мусоросборниками, теплопунктами, трансформаторными будками, гаражами и пр. Поиски наиболее рациональной объемно-пространственной организации подобных объектов также являются одним из важных вопросов массового жилищного строительства.

В решении рассмотренных актуальных градостроительных проблем жилищного строительства все большее значение приобретает творчество местных архитекторов. Сегодня они получают большую творческую свободу, особенно в связи с переходом к строительству градостроительными комплексами, и в выборе приемов застройки на основе экологических условий, и в выборе средств их реализации.

Важная особенность современного этапа развития советской архитектуры — необходимость более полно раскрыть социальные возможности, характерные для комплексного формирования жилой среды. Необходимо вдохнуть жизнь в новые жилые районы, преодолеть обыденность их организации, монотонность форм, чтобы окружающая человека среда была удобной и красивой, одухотворенной идеями социального преобразования мира.

Жилая среда должна не только обеспечивать благоприятные условия для жизни, но и связывать процессы общественной и личной жизни и тем самым способствовать формированию и воспитанню нового человека. Материальная структура жилой среды — необходимая основа общественного развития. Ее формирование предполагает не только создание новых градостроительных форм застройки городов, но и постепенное преобразование уже существующих, ранее созданных массивов застройки. Возрастает значение языка архитектуры как средства коммуникации между людьми, средства воспитания и утверждения норм жизни, морали социалистического общества, в котором делается все для человека, все во имя человека.

Воспитательная роль архитектуры выражается в формировании единства рациональной и эмоциональной сторон отношения к миру, к окружающей среде. Эстетические начала выступают как необходимое свойство в общественном назначении архитектуры, включающем удовлетворение потребности в гармоничном развитии личности, в наполненности ее духовной жизни. Удовлетворить потребность в прекрасном, обеспечить благоприятный психологический климат среды жизнедеятельности человека — это социальная функция зодчества, социальная функция архитектуры жилища.