Сосредоточение несущего остова

Он привык, не стесняя себя, создавать формы, отвечающие потребностям. В основе этих галерей, с большими пролетами и со стропильными фермами системы Полонсо, лежала идея: «пожертвовать, насколько возможно, массой в пользу свободного пространства, увеличить одно за счет другого». Это значит - сосредоточение несущего остова в немногих точках, сведение количества колонн до минимума, отсюда большие раз меры пролетов. Один из каменных павильонов Бальтара был уже готов, когда заинтересованные лица выступили против «форта крытого рынка», в котором «овощи и они сами были бы заключены, как в крепости»2. Префект Османн приказал разрушить павильон. Бальтар не без труда состряпал новый проект из чужих идей.

Наржу передает анекдот, характеризующий положение Бальтара. Когда Наполеон III, просматривая новый проект Бальтара, получал объяснения от Османна, он спросил: «Возможно ли, что два столь противоположных проекта принадлежат одному и тому же архитектору?» «Архитектор, действительно, тот же, но префект другой», ответил Османн. Несмотря на несамостоятельность Бальтара, постройка Парижского крытого рынка все же способствовала тому, что гигиенические и полные воздуха сооружения появились даже в отдаленной провинции.

Функциональная сущность и условия расположения вокзала также требуют совместной работы инженера и архитектора. Северный вокзал в Париже, начатый постройкой в 1862 г., является выдающимся произведением эпохи. Он лучше своих предшественников выполняет функцию вокзала - обеспечить быстрый оборот поездов. Фасад архитектора Гитторфа, напоминающий термы, был скоро забыт. В скупо размеренных кассовых залах повсюду виден открытый железный каркас в соединении с камнем.

Непосредственно за ним открываются обширные крытые платформы (конструкторы Куш и Буше).