Технология первого разогрева тепловых агрегатов из жаростойкого бетона до рабочей температуры при одностороннем нагреве.

Вывести на рабочий режим тепловой агрегат из жаростойкого бетона означает найти такую безопасную скорость нагрева, при которой из конструкции удаляется влага, не вызывая при этом дефектов и разрушений материала.

Для определения безопасной скорости нагрева необходимо решить две взаимосвязанные задачи: создать подвод тепла к обогреваемой поверхности с определенной скоростью (внешняя задача) и обеспечить безопасные для конструкции тепло- и массоперенос вместе с сопровождающими их явлениями, такими как усадочные и температурные деформации, снижение прочности и др. (внутренняя задача).
В данной работе разбираются только некоторые положения внутренней задачи.
Давление, обусловливающее не релаксируемый градиент, возникает вследствие интенсивного нагрева влажного бетона при сопротивлении внутренней структуры материала движению пара, образующегося в результате быстрого испарения жидкости. Появлению градиента общего парциального давления способствует молекулярное натекание воздуха через микро капилляры в области высоких температур насыщенных водяных паров. Интенсивное перемещение влаги происходит при температуре более 100° С. При одностороннем нагреве влага в виде пара фильтруется через бетон к поверхности, нагретой до температуры 100° С и выше, в виде жидкости - к поверхности, нагретой до температуры менее 100° С. Кроме того, вследствие наличия температурных и влажностных градиентов в бетоне появляются сжимающие и растягивающие, так называемые внутренние напряжения.
Общий вид эпюры напряжений зависит от распределения температур в бетоне, конфигурации и толщины бетонного элемента.