Центр города

Зоны расширения - территории, на которых возникают новые жилые районы. Эти участки размещены вблизи зеленых массивов. Зона расширения имеет большое архитектурно-декоративное значение, оказывает полезное влияние на микроклимат города.

Пригородная зона не входит в состав городской территории, но требует наличия хорошо организованных транспортных связей с другими зонами. В этой зоне размещаются также жилые поселки, отдельные промышленные предприятия, места отдыха, станции обслуживания транспорта и т. п. Эта часть прилегающих к городу территорий является резервной территорией города.

Размещение городских зон относительно друг друга оказывает существенное влияние на работу массового городского транспорта и городские сообщения. Особое значение имеет расположение жилых зон по отношению к размещению мест труда.

Исследования расселения городского населения и его транспортного обслуживания, проведенные Г. В. Шелейховским, показывают, что при случайном размещении жилья трудящихся относительно мест приложения труда транспортная работа составляет 400%, т. е. в 4 раза больше, чем при рациональном распределении их вблизи мест работы. Исходя из требования, что затраты времени на передвижение трудящихся от жилья к месту работы не должны быть больше 30-40 мин, получаем расстояние между ними при передвижении пешком 2,0 или 2,7 км. Это, однако, справедливо только для небольших городов (от 30 до 50 тыс. жителей) и при небольшом числе трудящихся, работающих на малых или средних промышленных предприятиях.