Удельные расходы топлива

На некоторых заводах для этой: же цели вводят каолинит, диаспоровую глину, доменные шлаки,, шлаки цветной металлургии и золу от сжигания угля. Корректирующими добавками обычно служат кремне- и железосодержащие материалы: песок, кварцит, железная руда,, пиритные огарки, железный колчедан, колошниковая пыль и др.

Распространение мокрого или сухого способа производства цемента в зарубежных странах связано со свойствами имеющегося сырья, конъюнктурой на сырье и топливо и рядом других причин. Наличие запасов известняков с низкой естественной влажностью и глин в Японии, натуральных мергелей в Италии и ФРГ в значительной мере способствовало развитию сухого способа производства в этих странах. Преобладание сухого способа производства в ряде стран Европы обусловлено высокой стоимостью топлива. Например, такие страны, как Австрия, Швеция, Швейцария и некоторые другие, вынуждены импортировать топливо, что сильно удорожает его стоимость. Высокие цены на топливо характерны и для других европейских капиталистических стран- ФРГ, Италии. Поэтому здесь отдают предпочтение сухому способу: 70-80% всего выпускаемого цемента производят по сухому способу производства.

Как уже указывалось, в США цены на топливо ниже, чем в Европе, но стоимость рабочей силы значительно выше. Поэтому сухой способ производства применяют лишь около 42% цементных заводов США, несмотря на то, что основным сырьевым материалом для производства цемента в США является известняк с низкой естественной влажностью, а мел почти не применяется. Существенное значение имеют также накопленный отдельными фирмами опыт работы по тому или иному способу производства и установившиеся традиции.